В декабре «Нафтогаз Украины» и «Газпром» договорились о создании совместного предприятия для освоения структуры Паласса, расположенной в глубоководной части Керченско-Таманского шельфа Черного моря. Извлекаемые запасы условного топлива на этом месторождении оцениваются в 75 млрд. куб. м. Переговоры велись более пяти лет. Главным препятствием считалась нерешенность вопроса о границах: примерно 25% площади структуры Паласса расположено ориентировочно на российской территории, около 75% – на украинской.
От того, как будет решен вопрос границ, зависят доли участников проекта, пишет "Независимая газета". Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук считает, что цена вопроса высока, ведь несколько лет тому назад прогнозировалось, что для разведывательных работ и начала освоения потребуется как минимум 12 млрд. долл. Поэтому потенциально заинтересованные стороны пытались минимизировать политические риски. Но вопрос морских границ между Украиной и РФ не решен до сих пор. Поэтому кто и как будет финансировать проект освоения структуры Паласса, кто на какую долю сможет рассчитывать – все эти вопросы еще обсуждаются специалистами.
Тем временем, как сейчас выяснилось, украинское правительство пошло дальше и еще в конце декабря одобрило проект совместной работы ОАО «ЛУКОЙЛ» с дочерней структурой «Нафтогаза», государственным акционерным обществом «Черноморнефтегаз» по освоению трех месторождений на шельфе – Одесского, Безымянного и Субботинского. «Это не самые крупные, но далеко и не мелкие участки. Запасы Безымянного и Одесского газовых месторождений оцениваются более чем в 35 миллиардов кубометров, а запасы Субботинского нефтяного месторождения составляют ориентировочно 100 миллионов тонн», – сказал «НГ» эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
Стороны предварительно договорились о принципе 50 на 50. При этом украинская компания внесет в совместный проект уже сделанную геолого-экономическую оценку запасов нефти, газа и сопутствующих компонентов на трех месторождениях. А вкладом «ЛУКОЙЛА» станут денежные ресурсы, технологии и оборудование.
Корольчук считает, что до конца текущего года могут быть завершены все формальности, а в 2012-м начнется освоение месторождений. Это согласуется с утвержденной почти год тому назад стратегией развития «Черноморнефтегаза» на пять лет: предполагалось, что Одесское и Субботинское месторождения будут введены в эксплуатацию к 2012 году, а Безымянное – к 2015-му. Это позволило бы значительно увеличить добычу газа и нефти в Украине, отмечали в тот момент эксперты.
Правда, к концу года выяснилось, что махина «Нафтогаза» не может профинансировать даже действующие проекты добычи ископаемых на суше. По итогам 2010-го было сообщено, что объемы нефти украинской добычи снизились по сравнению с предыдущим годом на 10,3% – до 3,55 млн. тонн, а газа – на 5,3%, до 20 млрд. куб. м. В этом контексте привлечение партнеров к участию в совместных проектах выглядит логично и оправданно.
Один из бывших сотрудников «Нафтогаза» рассказал, что в действительности ситуация не так прозрачна. «Для освоения трех месторождений, доступ к которым получил «ЛУКОЙЛ», требуется около 10 миллиардов гривен (примерно 1,25 миллиарда долларов). Пару лет тому назад, когда речь шла о чисто украинском проекте, предполагавшем сотрудничество «Черноморнефтегаза» с госпредприятием «Укргаздобыча», правительство не выделило им требуемые деньги. Затем появился проект, предполагавший замену «Укргаздобычи» дочерней структурой «РосУкрЭнерго», компанией «УкрГазЭнерго». Рассматривалась также возможность участия в совместной разработке шельфа крупных международных компаний. Но в прошлом году Юлия Тимошенко, будучи премьером, заявила, что государство Украина будет самостоятельно осваивать все месторождения и найдет для этого необходимые финансовые ресурсы. Все зависит от политической воли», – пояснил экс-чиновник.
Он отметил, что буквально на днях «Черноморнефтегаз» наконец получил те самые 10 млрд гривен – правда, в виде увеличения на эту сумму уставного фонда компании. Представители украинской оппозиции отметили, что этих денег вполне хватило бы для начала самостоятельной работы «Черноморнефтегаза» для освоения шельфа, тем более что три месторождения уже полностью подготовлены к началу эксплуатации. Привлечение к сотрудничеству «ЛУКОЙЛА» в таких условиях породило слухи о том, что государство может потерять контроль над «Черноморнефтегазом».
«Разработка шельфа – это вопрос национальной безопасности. Он не может решаться тайком, кулуарно. Ситуацию нужно выносить на обсуждение Верховной Рады», – считает директор Института трансформации общества Олег Соскин. Правда, украинское законодательство не предполагает утверждения парламентом договоров двух хозяйствующих субъектов.
Корольчук заметил, что есть еще один нюанс – кому и по какой цене планируется продавать газ и нефть. «Ведь украинские компании, подчиненные «Нафтогазу», сетовали, что они обязаны продавать весь добытый объем населению по заниженным ценам. Этим объяснялась хроническая нехватка средств. «ЛУКОЙЛ» вряд ли захочет играть в популистские игры и потребует, чтобы добыча продавалась по рыночной цене, дорого», – считает эксперт Корольчук. Для «Черноморнефтегаза» ситуация выгодна тем, что позволяет компании вырваться не только из порочного круга социальных обязательств власти, но и частично ослабить контроль госорганов над ее деятельностью.
|