"Газпрому" все труднее отстаивать свои рыночные позиции в Европе и добиваться новых контрактов с Китаем. Виной тому - кардинальные перемены на мировом рынке природного газа, считает корреспондент The Financial Times Кэтрин Белтон.
В первом квартале текущего года российский газовый монополист сумел восстановиться после 13-процентного падения продаж в 2009 году: как утверждает председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, по отдельным направлениям зафиксирован рост объемов экспорта до 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Тем не менее, эксперты предвидят снижение спроса на продукцию "Газпрома", объясняя прогноз "притоком сжиженного природного газа (СПГ) с Ближнего Востока" и "ростом неуверенности относительно восстановления экономики еврозоны". Одновременно, в связи с истощением старых месторождений, компании Миллера придется изыскивать средства на разработку новых, а также инвестировать в строительство трубопроводов "Северный поток" и "Южный поток".
"Пьянящие дни 2007 года, когда Миллер пророчил нефть по 200 долларов за баррель и капитализацию "Газпрома" в триллион долларов - эти дни давно позади. В условиях новых реалий встает вопрос о будущем "Газпрома", - сказал The Financial Times неназванный московский управляющий.
Джонатан Стерн, специалист из Оксфордского института энергетических исследований, обращает внимание на механизм ценообразования: "В ближайшие 2-3 года любого, кто будет стараться продать [газ] в Европу по ценам, привязанным к ценам на нефть, ожидают очень-очень большие трудности". The Financial Times напоминает, что "Газпром" уже был вынужден пересмотреть долгосрочные контракты с европейскими энергетическими компаниями, позволив привязать до 15% экспорта к ценам на спот-рынке природного газа, а также отложил разработку Штокмановского месторождения. Кроме того, из-за активизации разработки США сланцевых месторождений в область "самообмана" переместились и планы завоевания 10% американского рынка, добавляет издание со ссылкой на эксперта "Тройки Диалог" Валерия Нестерова.
На фоне экспансии других поставщиков изменений, внесенных в долгосрочные контракты "Газпрома", может оказаться мало для удержания его нынешних позиций на европейском рынке, считает Стерн. Представители газовой отрасли также указывают, что негативным образом на "Газпроме" может отразиться тот факт, что "в предшествующие годы он использовался в качестве инструмента, помогающего реализовать геополитические амбиции Владимира Путина". Не так давно российский премьер предложил объединить "Газпром" с компанией "Нафтогаз Украины" - этот "неприкрытый силовой прием" может обеспечить России контроль над командными высотами украинской экономики, но вместе с тем станет весомым грузом для баланса "Газпрома", и без того обремененного долгами, полагает Белтон.
В этих условиях повышается значимость переговоров с Китаем. Игорь Сечин недавно сообщил, что соглашение о поставке газа в Поднебесную ожидается в сентябре. Однако, по мнению Стерна, "даже если договор будет заключен, пройдет не менее пяти лет, прежде чем газ начнет поступать в Китай. Это не решит проблемы".
|