Ради показательного прогресса в переговорах о дополнительных поставках газа в Китай по западному маршруту “Газпром” отказался от привлечения у Пекина аванса в размере $25 млрд в рамках первого контракта. По словам источников, монополия не стала соглашаться на “кабальные” условия, рассчитывая на открытие западного рынка финансирования. Но пока предпосылок к улучшению ситуации не видно, а это значит, что “Газпром” может быть вынужден развивать приоритетное китайское направление в ущерб другим проектам — газопроводу South Stream и заводам СПГ, пишет “Коммерсантъ”.
“Газпром” больше не рассматривает привлечение аванса на $25 млрд от Китая для строительства газопровода “Сила Сибири”, сообщил вчера глава компании Алексей Миллер в ходе визита российской делегации в Пекин. Аванс был “элементом переговоров о цене”, но стороны “достигли окончательной договоренности” и больше “не находятся в переговорах по кредитованию”.
Это резкое изменение позиции: еще месяц назад, по данным издания, “Газпром” активно обсуждал аванс, основные споры шли о ставке. Теперь монополия, отказавшаяся от денег ФНБ для строительства “Силы Сибири” из России в Китай, официально взяла на себя всю тяжесть инвестиций в проект в размере $55 млрд. Альтернативы по привлечению серьезных кредитных ресурсов у монополии, по сути, нет: на западных долговых рынках сейчас от российских заемщиков требуют очень высокую премию. Источник в отрасли уверяет, что пока “Газпром” может обойтись своими силами, а “когда политическая ситуация стабилизируется” и будет снята часть санкций, монополия продолжит переговоры о кредите в более выгодных условиях. Однако, подчеркивает другой собеседник, такой подход создает серьезные риски для стабильного финансового положения компании, если только “Газпром” одновременно не заморозит какой-нибудь другой крупный проект, например South Stream ($30 млрд по текущему курсу).
С другой стороны, спор по ставке аванса, по данным издания, был одним из важнейших препятствий для быстрого прогресса переговоров по поставке газа в Китай по западному маршруту (через Алтай). Именно западный маршрут как “Газпром”, так и власти РФ сейчас считают абсолютным приоритетом в переговорах с Китаем, поскольку он позволит использовать уже существующие добычные мощности и частично — инфраструктуру, а в перспективе создаст альтернативу для продажи западносибирского газа, который пока не имеет другого рынка сбыта, кроме Европы. Вчера “Газпром” и CNPC подписали рамочное соглашение по западному маршруту, в “Газпроме” рассчитывают заключить контракт в следующем году.
“Зависимость “Газпрома” и “Роснефти” от отношений с Китаем становится все более высокой, Пекин теперь имеет возможность навязывать крайне невыгодные условия,— отмечает Алексей Кокин из “Уралсиба Кэпитал”.— Видимо, “Газпром” рассчитывает, что в обозримом будущем откроются западные рынки капитала, что ослабит позиции китайской стороны”. По его мнению, монополия способна сама осилить инвестиции по китайскому контракту, профинансировав их из инвестпрограммы, но тогда ей придется серьезно повысить эффективность расходов и отложить другие крупные проекты. “Например, у нас есть понимание, что в 2015 году на South Stream не будет больших расходов, поскольку проект пока приостановлен из-за разногласий с Еврокомиссией”,— поясняет аналитик. “Контракт с Китаем — стратегический проект, но без высокого экономического эффекта и даже с риском уйти в минус, если не удастся удержать под контролем расходы”,— отмечает Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. При этом, добавляет он, выпуск евробондов “Газпрома” показал, что условия на долговом рынке крайне неблагоприятны, “и правильно, что монополия не пошла на поводу у китайцев, которые стремятся использовать выгодный для себя момент”. Он согласен, что, если ситуация на рынке капитала в ближайший год не улучшится, “Газпрому” ради выполнения контракта с Китаем придется откладывать или отказываться от других проектов, например по сжижению газа.
|