Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31




Понедельник, 25.11.2024, 23:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Строительство котлов отопления
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2018 » Декабрь » 20 » Антон Покатович: Санкции против нефтегаза — самый пессимистичный сценарий
21:17
Антон Покатович: Санкции против нефтегаза — самый пессимистичный сценарий
-->

Аналитики полагают, что Россия справится с санкционным давлением США в отношении строительства газопроводов «Северный поток – 2» и «Сила Сибири». С их завершением позиции России на энергетических рынках Азии и Европы получат существенный плацдарм для дальнейшего укрепления.

О том, почему цена на нефть в последние месяцы стремительно снижается, и о перспективах работы российской нефтянки в 2019 г. портал «Нефть и Капитал» побеседовал с главным аналитиком «БКС Премьер» Антоном Покатовичем.

«НиК»: Чем объясняется такой стремительный обвал нефтяных котировок, который мы наблюдаем сейчас?

– Наблюдаемое с октября падение нефтяных цен происходит под давлением фундаментальных факторов, которые, в свою очередь, вызывают значительные опасения в настроениях инвесторов. Общей угрозой для фундаментального баланса нефтяного рынка являются предпосылки для формирования нового навеса со стороны нефтяного предложения, способного вернуть мировые запасы сырья к росту в 2019 г.

Бенефициарами роста добычи являются как страны – участники ОПЕК+, так и США.

Для стран – участников сделки увеличение объемов добычи сырья происходит в рамках изменения стратегии сделки летом этого года в пользу наращивания нефтедобычи на 1 млн б/с.

«НиК»: В ответ на какие события на нефтяном рынке ОПЕК принимает хотя бы какие-то шаги – пусть даже чисто демонстративные – по снижению добычи нефти?

– Данные шаги страны ОПЕК+ предприняли в ответ на возможную дестабилизацию поставок нефтяного сырья со стороны Ирана и Венесуэлы, а также появление предпосылок для давления на мировой нефтяной спрос в условиях повышенной ценовой конъюнктуры выше $75 за баррель. В свою очередь, в США продолжается активный рост производства нефти на сланцевых формациях. По прогнозам Минэнерго США, за 2018 г. американским нефтяникам удастся нарастить среднегодовую добычу нефти более чем на 1,5 млн б/с, до 10,9 млн б/с. В 2019 г. рост продолжится – на 1,16 млн б/с, до 12 млн б/с.

Заметим, что прогнозы на 2019 г. оцениваются нами как достаточно консервативные: по нашим оценкам, прирост добычи в США может составить порядка 1,4 млн б/с.

Американская нефтяная отрасль имеет все шансы стать инициатором нового обвала котировок, и опасность данных рисков растет от года к году. Как я уже отметил, у рынка, вероятно, почти нет сомнений в росте нефтяного предложения со стороны Штатов. Сдерживающим фактором, по крайне мере в перспективе 2019 г., является сохранение американского «боттлнека». Нефтяная инфраструктура сланцевой формации Пермиан, вносящей наиболее существенный вклад в рост сланцевой добычи, уже неспособна утилизировать добываемое сырье в полном объеме. В нынешних условиях, при объемах добычи свыше 3,6 млн б/с, транспортные мощности не превышают 3 млн б/с. В течение 2019 г. мы ожидаем, что строительство новых трубопроводных мощностей может продолжить «буксовать», что сохранит изоляцию значительной части американского сырья от экспортных поставок. Тем не менее на сегодня мы не видим рисков для остановки роста нефтедобычи в Штатах – рентабельность наиболее крупных «сланцевиков» сохраняется даже при ценовых уровнях котировок ниже $35-36 за баррель.

«НиК»: Что может замедлить рост спроса на нефть и, как следствие, падение ее цены?

– Риски замедления роста глобальной экономики, например со стороны торговых войн между США и Китаем, формируют соответствующие угрозы для роста мирового спроса на нефть. В то время как по итогам 2018 г. среднегодовой мировой спрос на нефть, по моим оценкам, вырастет на 2,3-2,5%, то с усилением глобальных рисков темпы роста в следующем году могут оказаться ниже 1,1-1,3%. На мой взгляд, для того чтобы рынок сбалансировался под воздействием лишь внутренних факторов, без вмешательства политических решений, темпы роста мирового спроса в ближайшие 2 года должны оставаться на уровнях вблизи 2%.

Замечу, что отмеченные мною тенденции в динамике мирового спроса и предложения на нефтяном рынке наблюдались в течение всего 2018 г. Но они в значительной мере нивелировались действием сделки ОПЕК+, позволяя ценам расти до уровней выше $85 в 2018 г.

Спад цен в существенной мере определяется и разворотом настроений инвесторов – рынок сомневается, что экспортеры продолжат придерживаться стратегии сокращения добычи в 2019 г. Такое положение дел позволяет полагать, что нисходящий тренд в ценах может не только продолжиться, но и усилиться в ближайшей перспективе.

Совещание ОПЕК состоялось, страны пришли к консенсусу в вопросе сокращения добычи сырья в 2019 г., но под воздействием вышеприведенных факторов котировки Brent могут сместиться в диапазон $50-55 за баррель. Не исключаю я и вероятности более критического спада до уровней в $40 – при реализации столь масштабного понижательного движения стрессовые оценки ЦБ РФ в $35 также выглядят реальными. Я оценивал вероятность возвращения ОПЕК+ к поддерживающей цены стратегии в виде сокращения нефтедобычи на 1,2-1,4 млн б/с в 55%. Примерно такая договоренность в ходе совещания ОПЕК+ и была достигнута. При развитии событий по данному сценарию в дальнейшем я ожидаю возвращения цен к $65 с дальнейшим движением выше уровней в $70 в перспективе ближайших 3-6 месяцев.

«НиК»: Удачное ли сейчас время для инвестирования в нефтяные бумаги? На короткий период времени (до года), вдолгую? Длительное инвестирование, с вашей точки зрения, – это сколько лет? Один год, два или, может, пять?

– На наш взгляд, несмотря на ощутимую «просадку» ценовой конъюнктуры нефтяного рынка в конце осени, вложения в нефтяные компании остаются привлекательными. Акции таких игроков, как «Газпром» и ЛУКОЙЛ, имеют повышенный потенциал продолжения роста, на что указывают финансовые показатели компаний. Я полагаю, что можно говорить и о сохранении привлекательности сектора в целом. По оценкам аналитиков БКС, у нефтяного рынка все еще остаются перспективы для восстановления роста нефтяных цен.

Также сложившаяся макроэкономическая конъюнктура для России на ближайший год дает основания ожидать сравнительно слабого курса рубля, что позволит экспортерам сохранить свое доминантное положение на рынке в сравнении с другими секторами даже в условиях нефтяных цен вблизи $50-60.

Замечу также, что сейчас для рынков России, по моим оценкам, может быть более интересным и прибыльным инвестирование в более короткие бумаги. Такого рода подход находит свое обоснование в том факте, что большинство наиболее серьезных рисков в отношении России, основным из которых является риск усиления санкционного давления со стороны Запада на нашу страну, остаются актуальными. Предпочтительным видится короткий инвестиционный горизонт в 1-3 года. Вложения на 5-10 лет, на наш взгляд, целесообразны в отношении конкретных корпоративных историй.

«НиК»: Как отражается на российском секторе соглашение ОПЕК+ и последние изменения соглашения?

– По нашим оценкам, Россия остается одним из наиболее значимых бенефициаров сделки ОПЕК+, получая от действия соглашения значительный положительный эффект. По данным отчетности за III квартал 2018 г., такие крупные игроки, как, например, «Газпром нефть» и «Роснефть», продемонстрировали значительный рост чистой прибыли – на 56% и на 340% соответственно. Отчасти рост финансовых показателей вызван смягчением ограничения нефтедобычи в странах – участниках сделки, но похожая динамика наблюдается в секторе в течение почти всего периода действия сделки ОПЕК+.

«НиК»: Недавно появилась информация, что Саудовская Аравия может инициировать роспуск ОПЕК. Как вы оцениваете вероятность этого события? Как оно повлияет на рынок? Что реально должно произойти, чтобы альянс распался?

– Вероятность реализации сценария ликвидации картеля на сегодняшний день оценивается нами как крайне низкая. ОПЕК является неотъемлемым механизмом нефтяного рынка, картель прочно встроен в систему международных торговых отношений. Если допустить, что ОПЕК все же будет распущена, инвесторов может захлестнуть паника из-за отсутствия понимания дальнейшей стратегии воздействия на баланс спроса и предложения на рынке со стороны основных нефтепроизводителей.

Котировки в этом случае могут вернуться к весьма низким уровням в 30-40$.

«НиК»: Как себя чувствует наш нефтегазовый сектор с точки зрения всей экономики, с точки зрения прибыльности – текущей и перспективной – и новых попыток обложить нефтянку дополнительными налогами?

– По нашим оценкам, нефтегазовый сектор в ближайшие два года сохранит доминирующую позицию на отечественном рынке. Налоговый маневр в нефтяной отрасли может оказать давление на нефтяные компании, однако сила этого давления в существенной мере будет зависеть от эффективности демпфирующих механизмов, оценку которой можно будет дать на основе практики 2019 г.

«НиК»: Коррекции цен на бумаги из-за информации о возможном введении достаточно жестких санкций, вплоть до запрета инвестирования международными компаниями в нефтяной сектор, вы не ожидаете?

– Смещение санкционного давления в сторону отечественного нефтегазового сектора является наиболее пессимистичным из возможных сценариев.

Введение жестких санкций по этому направлению не оставит США «дороги назад» – отношения по линии России и Запада окажутся в глубоком долгосрочном кризисе. В этом случае мы ожидаем, что экономика РФ перейдет в состояние рецессии, что отразится спадом всех секторов рынка.

Полагаем, что для развития событий в таком ключе имеется масса существенных препятствий, главным из которых является масштаб доли рынка энергоносителей, приходящейся на Россию. Любое ощутимое давление на экспорт российской нефти, по нашим оценкам, окажет колоссальное воздействие на ценовую конъюнктуру.

«НиК»: Какова политика США в отношении своего сланцевого газа? Как это в начале зимы 2018 г. отражается на российском нефтегазовом секторе?

– Аналитики нашей компании считают, что одна из основных целей политики США в энергетическом секторе – удержание лидирующих позиций в мировом экспорте. Но в перспективе ближайших 2-3 лет мы не видим существенных рисков для замещения российской доли на газовом рынке американскими поставками. Мы ожидаем, что России удастся успешно завершить наиболее крупные газопроводные проекты в виде «Северного потока – 2» и «Силы Сибири», санкционные риски в отношении них не смогут реализоваться в значительной мере. С их завершением позиции России на энергетических рынках Азии и Европы получат существенный плацдарм для дальнейшего укрепления.

«НиК»: Как сказывается тот факт, что Иран продает свою нефть через свою биржу и находит пути сопротивления санкциям, на состоянии рынка нефти в целом и на российском рынке?

– На данный момент на рынке нет полностью релевантной информации об объемах спада иранского нефтяного экспорта. Рассматриваем данную ситуацию неопределенности как один из факторов, который может послужить импульсом для возвращения роста на нефтяной рынок, в случае если объемы спада иранского экспорта окажутся выше текущих оценок рынка и составят порядка 2-2,5 млн б/с.

Наш взгляд, у Тегерана сейчас не так много вариантов по эффективному обходу санкций. Одним из вариантов является создание «обходного» механизма на стороне ЕС – одного из наиболее заинтересованных в покупке иранской нефти участников рынка.

Но на сегодня ни одна из стран Евросоюза не проявляет открытого желания становиться бенефициаром создания такого механизма, опасаясь угрозы применения санкций.

oilcapital.ru

 

Добыча, импорт, экспорт нефти. США. EIA. Данные на 19.12.2018

Просмотров: 168 | Добавил: rearthlalan1976 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024